Как написать в ФССП жалобу на беспредел коллекторов, какая ответственность предусмотрена за нарушение нового «антиколлекторского закона» и как отличить коллекторов от «оборотней».
Кто контролирует коллекторов?
С вступлением в силу «антиколлекторского» ФЗ 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений» изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов. Если раньше пострадавшие – далеко не всегда это были должники – могли в общем порядке жаловаться в полицию и прокуратуру, то с 1 января появился специальный орган государственной власти, контролирующий деятельность «собирателей долгов». Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу судебных приставов РФ.
В чем заключаются контроль за коллекторами?
Должностные лица ФССП России (его территориальных органов) имеют право:
*запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
*выдавать предписания об устранении нарушений с указанием сроков;
*принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;
*составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 6 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».
При этом они обязаны:
*своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
*соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;
*проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей;
*не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия;
*вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415);
*принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;
*доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ;
*соблюдать сроки проведения проверки;
*не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
*хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).
Как подать жалобу и в каком порядке она рассматривается?
Граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», – это следует из п. 4 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332.
Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование организации, которой оно адресовано (территориальный орган ФССП), либо ФИО соответствующего должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для ответа. В самой жалобе необходимо в свободной форме изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим.
Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Срок рассмотрения такой жалобы/обращения – 30 дней с даты регистрации, срок может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.
Если жалоба станет основанием проверки, то проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332.
Обращение в ФССП не лишает гражданина права написать также заявление в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления.
Как наказывают недобросовестных коллекторов?
Если в результате контрольных мероприятий подтвердится информация о нарушении коллекторским агентством требований закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, то такое агентство и его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Санкция данной статьи предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Результатом контрольных мероприятий может быть также предписание об устранении нарушений и даже решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. В последнем случае это будет означать прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание контролирующего органа агентство может в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения/выдачи (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).
На сегодня в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, значится 80 коллекторских агентств. Остальные действуют нелегально. Изучив этот список на сайте ФССП (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic), должник может понять, с кем общается – организацией, имеющей государственное свидетельство, или «оборотнями», которые не несут никакой ответственности за свои действия.
Как отказаться от взаимодействия с коллектором по новому закону?
Как законно отказаться от взаимодействия с кредиторами и коллекторами, требующими вернуть просроченную задолженность. Такая возможность появится у должников после 1 января 2017 года, когда вступит в силу «антиколлекторский» ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...»
Согласно п.2 ч.1 ст. 8 Закона, должник вправе отказаться от взаимодействия с кредитором или юридическим лицом, действующим в его интересах. Для этого ему необходимо направить соответствующее заявление взыскателям через 4 месяца после с даты возникновения просрочки по уплате долга. Форма такого заявления будет утверждена уполномоченным органом, осуществляющим надзор за деятельностью юрлиц-коллекторов. Результатом его направления является запрет взыскателю взаимодействовать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров и сообщений, направляемых по сетям электронной связи. При этом за ним сохраняется право совершать почтовые отправления.
Заявление, направленное до истечения 4 месяцев с момента возникновения просрочки, считается недействительным. Получив такое заявление, взыскатель обязан в письменной форме разъяснить должнику порядок его оформления и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить под расписку в течение 10 дней с момента получения заявления от должника. В случае принятия решения судом о взыскании просроченной задолженности действие заявления об отказе приостанавливается на два месяца, а если оно не оформлялось, то это может быть сделано спустя месяц со дня вступления судебного акта в законную силу. Должник в любое время может отменить свое заявление.
Как взаимодействовать с коллекторами через представителя?
Статья 8 Закона предусматривает не только возможность отказаться от взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим в его интересах, но также и возможность взаимодействовать с ними через представителя. В качестве такового может выступать только адвокат (ч.4 ст.8 Закона). Форма такого заявления будет утверждена уполномоченным органом. В нем указывается, что взаимодействие должно осуществляться только через указанного представителя, ФИО представителя, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты. С момента получения взыскателями заявления они утрачивают право совершать действия по возврату просроченной задолженности в отношении должника и могут взаимодействовать только с его адвокатом. Как в случае направления заявления об отказе о взаимодействия, так и о взаимодействии через представителя кредитор не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству. Также заявление может быть в любой момент отменено.
На какие отношения не распространяется новый закон?
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» его применение не распространяется на:
*на кредиторов-физических лиц, самостоятельно осуществляющих действия по возврату возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 000 рублей;
*физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;
*взыскание долгов по ЖКХ, если право на взыскание не переуступлено кредитным организациям и коллекторам.
Свежие комментарии