В современном мире ранее развитие детей набирает невиданные обороты - постоянно появляются новые методики и выходят книги, посвященные этому вопросу, а центры раннего развития пользуются невероятным спросом. Чтобы понять причины такой популярности, мы пообщались с мамами, которые активно занимаются развитием собственных детей, ежедневно придумывая новые увлекательные задания, выяснили мотивы, которыми они руководствуются, а также узнали об их взглядах на различные методики воспитания.
1. Обучение в процессе игры.
Светлана Рыжикова, мама дочки Алисы: О дочке я мечтала много лет, и моя мечта сбылась. Наша девочка сделала жизнь всей семьи настолько яркой, лучистой и насыщенной, что даже и не верится, как же мы раньше без нее жили. Алиса за непродолжительное время превратила меня из карьеристки в маму, стремящуюся окружить малышку и мужа невероятным теплом и уютом.
Первые дочкины полгода я совершенно не думала о раннем развитии и методиках - я просто дарила ей себя, мы очень много гуляли - чаще всего в слинге, занимались динамической гимнастикой, ползали всей семьей по квартире и знакомили малышку с огромным и таким новым для нее миром. Я шила для Алисы различные игрушки и занимашки, и ей мои «рукоделки» очень нравились.
С методиками развития подробно я познакомилась позже. Меня захватила эта тема, и я перечитала горы литературы. Каждая методика, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. Но я сразу поняла, что не буду строго следовать ни одной из них, так как считаю свою малышку, да и любого другого ребенка, совершенно исключительным человеком. Весь прочитанный материал дал мне возможность лучше понять дочку, узнать о ее способностях и потенциале. От каждой методике я взяла что-то интересное и соединила это воедино - так в моей голове сложилась некая картина развития моей малышки. Самым важным для меня всегда было, есть и будет - это ориентация, прежде всего, на желания и интересы ребенка, и, конечно, любое занятие должно быть максимально игровым!
Каждое занятие - это игра. Особенно активно я начала вводить всевозможные игры с 10 месяцев. Алиса отозвалась интересом и активным участием. Так началось наше еще более увлекательное, чем прежде, приключение - мы знакомились со всевозможными животными, явлениями, предметами, людьми, растениями, много бегали, совершали прогулки на велосипеде и любовались природой.
Чтобы мне самой было проще ориентироваться в объеме информации, я решила организовывать для Алисы тематические недельки - увлекательные, интересные, насыщенные и веселые. Иногда я составляю список тем для неделек, но он довольно подвижный и зависит от интересов Алисы на данный момент. Для облегчения подготовки материала, я составляю план и список необходимых покупок, кроме того, во время написания плана – в голову приходит еще масса идей для недельки.

Мы не учим Алису целенаправленно читать, писать и считать. Это происходит ненавязчиво в процессе игры. Для нас гораздо важнее, чтобы дочка росла любознательной, с широким кругом интересов и знаний, чтобы она умела общаться и получала от этого удовольствие, любила спорт и была энергичной, подвижной и жизнерадостной девчонкой. Чтение, счет и письмо - навыки, которые обязательно придут - в этом и сомневаться не стоит, но вот тратить на их раннее формирование драгоценное время нам совсем не хочется.
Я часто замечаю желание и стремление родителей добиться как можно раньше (даже преждевременно) именно этих навыков - почему-то они считаются многими главными. Возвращаясь к нашим увлечениям - больше всего мы любим всевозможные игры в индейцев, ковбоев, французов, древних людей, динозавров. Особенно, если это игры с костюмами и всевозможными атрибутами.
Кроме тематических неделек, по понедельникам у нас уже больше полутора лет проходят «Лисичкины понедельники» - в теплое время года, мы проводим их на природе. Раньше мы их условно именовали «Монтессори-понедельники». По вторникам или средам с нами случаются «Лисичкины путешествия» – так мы знакомимся с различными странами - Алиса это просто обожает.

Меня очень радует тот факт, что всё больше родителей стремится проводить с малышами много времени, да еще весело, познавательно и интересно. Воодушевить, вдохновить мам и пап на игры и занятия с детьми - одна из целей моего блога. И мне невероятно приятно знать, что мой личный пример оказался для кого-то вдохновением. В наш век изобилия всевозможных гаджетов это особенно важно. Если мы научим ребенка играть, мастерить, фантазировать и творить, то он обязательно предпочтет мир реальный, нежели экранный.
2. Развитие с комфортом и обязательная музыка
Светлана Володина, мама Василисы: Я - математик в декрете. На третьем свидании с мужем я поняла, что хочу провести всю жизнь с этим человеком и очень хочу девочку, светловолосую и голубоглазую. Как говорят, мысли материальны, так и вышло.
Еще задолго до появления Василисы я перечитала тонны литературы по развитию детей. В школе и в институте у меня постоянно интересовались не беременна ли я, так как на парте у меня всегда лежал детский журнал либо какая-нибудь книга по развитию детей. Нет единой методики воспитания и развития, которой мы с мужем следуем. Будь то метод Домана, Монтессори, Никитиных или Шичиды, я выбираю только то, что комфортно для меня и моего ребенка.
Сейчас между родителями идет своеобразная гонка под названием «раннее развитие»: родители словно соревнуются между собой, хвастаясь успехами детей. Мы с Василисой не учимся, у нас дома не присутствует слово - занятие, мы играем и познаем что-то новое. Для меня очень важна игровая деятельность Василисы, её творчество.

Как только дочка родилась, муж принес мне книгу Ледлофф Жан «Как вырастить ребенка счастливым».
Книга повествует о том, как важно прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам экспертов в области ухода за детьми. Нам с мужем очень близка позиция автора и мы стараемся не вмешиваться в естественный процесс развития ребенка. Многие мне говорят, что я так много занимаюсь с Василисой, что ей будет скучно в школе, слыша слова о том, что мы лишаем ее детства, я испытываю некое недоумение. А чем нам заниматься, как не играть, рисовать и лепить вместе с ней? Развитие ребенка должно быть направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания. Ведь маленькие дети учатся каждую минуту своего дня.
У нас с мужем у нас одинаковые взгляды на воспитание Василисы. До года мы уделяли большое внимание физическому развитию дочери, присутствовала ежедневная динамическая гимнастика. После 1,5 лет у нас пошли тематические дни и недели: видя интерес дочери к определенной области, я готовила материал на несколько дней, на протяжении которых Василиса в форме игры узнавала что-то новое.
Обычно я готовлю материал на неделю. У меня 5 папок - на каждый день недели с понедельника по пятницу. Туда я складываю задания-пятиминутки, направленные на развитие мелкой моторики, навыки счета, чтения и развитие логики. Василиса с радостью делает все задания и всегда просит еще и еще. Наше утро начинается с монтессори-занятий: пока я готовлю завтрак, Василиса играет с крупами, завязывает шнурки, моет посуду – каждый день что-то новое. После завтрака сама достает задания из папки и делает их. Я не могу сказать, что так происходит всегда. Иногда я готовлю материал по ходу дела. А выходные дни у нас посвящены походам в театры, музеи, прогулкам в парке.

В семье я являюсь генератором идей, а муж помогает мне их воплощать. Только шахматы целиком на муже, так как я сама еще только учусь в них играть. Сейчас Василиса, просыпаясь утром, сразу же спрашивает: «А что мы сегодня будет интересного изучать?»
Ни одна из методик раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятию, поэтому если Василиса не хочет делать предложенное мной упражнение, мы откладываем и переходим к другому. Нужно понимать, что все занятия занимают у нас 10-20 минут в день, остальное время мы играем в ролевые игры, лепим и рисуем. Но даже когда мы лепим, например, я обращаю внимание на цвет, форму и тд. Обычно вечерами мы всей семьей играем в настольные игры и читаем книги. Книги - моя страсть и, надеюсь, Василиса тоже будет очень любить читать.
Еще будучи беременной я вдохновилась методом Шиничи Сузуки и очень долго я искала в Москве того, кто занимается обучению игры на скрипке по этому методу, но, к сожалению, ничего не нашла. И в 1,8 Василиса пошла на свои первые уроки по скрипке к классическому преподавателю. Мы с мужем считаем, что музыкальное образование должно быть обязательно. Наша дочь начала заниматься совсем маленькой, и для нее это стало неотъемлемой частью жизни.
Можно долго рассуждать на тему раннего развития, но я уверенна, что важно не то, что делают родители, а кем они являются для своего ребенка. Ведь родители - образец для ребенка. И когда присутствует тесная связь с близкими, ребенок не боится исследовать мир, а идет со взрослым наравне. Именно в нас, родителях, ребенок находит поддержку и вдохновение. В нашей семье никогда не повышается голос, мы любим и поддерживаем друг друга.

Владимир Володин, папа Василисы: Объем информации в современном мире постоянно увеличивается, изменяются и ускоряются средства коммуникации между людьми и сообществами, и я считаю, что ребенку необходимо давать методики использования этой информации, её фильтрации, критического отношения к получаемым знаниям. Ребенок должен осваивать азы критического мышления, умение подать свои знания и свои желания так, чтобы максимально быстро добиться поставленной перед ним цели.
Скорее всего, ребенку в первые три года жизни надо дать и внимательно следить за принятием/неприятием всевозможных навыков и умений, рассказать и показать разные возможности как в материальном так и в духовном мире, при этом соблюсти баланс между загрузкой ребенка и его свободным временем, во время остановить (или приостановить) процесс познания в той области, которая ребенку неинтересна.
По мере взросления ребенка, необходимо менять процесс обучения, показывая все больше практического применения полученным знаниям, в том числе с выгодой для ребенка. Современным детям будет не хватать навыков общения без применения электроники. Неумение получать невербальную информацию, ее правильно и быстро интерпретировать будет приводить к стремлению минимизировать «живые» контакты, что в свою очередь приведет к «отшельническому» образу жизни, не умению устроиться в жизни, построить новую семью, воспитать своих детей. Пусть автомат из деревяшки не красив, но он может развить фантазию, а «айпады» не дают простора для воображения - они представляют возможность действия по заранее заложенным шаблонам, что в реальной жизни, с ее изменчивостью, мало где будет востребовано.
3. Вера в ребенка и переключение методик.
Оксана Андреева, мама Дани: На данный момент мама - моя основная «работа», как говорится, «с полной занятостью»: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, без отпуска и выходных. Все началось с книги Масару Ибуки «После трех уже поздно», которую принесла нам мама мужа (логопед по образованию и призванию с большим опытом работы с самыми разными детьми), когда Дане было несколько месяцев. Название мне не нравится - звучит как постулат и так и заставляет развивать эту мысль до абсурда: мол, если вы не успели включить вашего ребенка в систему раннего развития до 3-х лет, все, ставим крестик, теперь никаких гарантий, что там из него вырастет, рожаем нового и на этот раз «стараемся уложиться» в указанные нам сроки. Глупости, конечно, говорю, но такие ассоциации - что поделать!
Периодически я еще что-то почитывала, но месяцев до 6-ти никаких попыток заниматься с ребенком по какой-либо методике не предпринимала. А потом была книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» (кстати, тоже принесенная Даниной бабушкой) и первый комплект «Умницы»: «Чтение с пеленок», подаренный бабушкой на Данины полгода. Методика Домана, адаптированная А. Маниченко, пошла у нас «на ура»: Даня просто «ел глазами» слова и буквы и я поверила в эту систему. Мы успешно занимались полгода, но на этапе перехода от словосочетаний к простым предложениям мой запал закончился.
Сейчас я очень жалею, что в тот момент не нашла в себе сил продолжить занятия, но это действительно было сложно. Подготовка к занятиям стала отнимать все больше и больше времени, а его мне по-прежнему катастрофически не хватало (днем заниматься «подготовительными работами» не получалось, а ночью ребенок не отпускал меня от себя даже во сне - так что речи о том, чтобы просто встать с кровати и тихонько составлять комплекты предложений, подбирать слова, окончания, предлоги, а потом развешивать все это на булавочках по комнате, даже не шло).
В какой-то момент мне стало казаться, что прогресса в обучении больше нет, «система не работает», что усугублялось физической невозможностью подтвердить или опровергнуть мои сомнения: ну как можно проверить, «читает ли ребенок», если малыш еще толком не говорит? Одним словом, я сдалась!
Сейчас вот в 3 года начинаем заниматься чтением по методике Зайцева: я не заставляю - Даня сам решил, что не мешало бы научиться читать – уж больно сильно это «неумение» усложняет ему жизнь в последнее время: знакомые книги он, конечно, узнает по обложке, а вот о чем новые (которые появляются у нас в доме с завидной регулярностью) и какую выбрать для ежевечернего чтения – только с моей помощью – не удобно, знаете ли.
За эти три года мы с Даней с удовольствием занимались по методике раннего развитияМарии Монтессори (сенсорные коробочки – с песком, мукой, крупами, макаронами, гидрогелевыми шариками, игры с водой – стаканчиками, воронками, – месяцев с 11 довольно горячо полюбились сыну).
Познакомились с системой Никитиных (полностью разделяю их концепцию абсолютной свободы передвижения для ребенка и доступа не только к игрушкам, но и к «взрослым» предметам и вещам. По-моему, это самый простой и лучший способ познания мира на этапе активного ползания и первых шагов!

Поэтому у Дани не было манежа, но был, например, ежедневный ритуал «купания игрушек» в собачьей миске с водой, практически «собственный» ящик с кастрюлями и крышками, с восторгом и шумом разбираемый Даней и собираемый мамой по 20 раз в день), Вальдорфской школой (в чем-то близкой мне в принципе «неопережения» развития ребенка, но предоставлении ему всех возможностей для развития в его собственном темпе, но абсолютно далекой - в вопросах выбора игр и игрушек и отрицании метода «наглядного обучения»).
Перечитав за это время огромное количество методических пособий по раннему развитию, книг по педагогике и детской психологии, сегодня могу с уверенностью сказать - ни одна из концепций не захватила меня «целиком и полностью», ни одна из них не стала для меня «путеводной звездой», но я научилась находить в каждой что-то близкое моей картине мира, созвучное моим, безусловно, далеко не идеальным представлениям о развитии и воспитании детей и гармонично адаптировать и использовать наиболее сильные элементы методик в наших с Даней «домашних развивашках».
Мне очень близка позиция: работает только то, во что ты веришь. Я верю в своего ребенка! Я постоянно «слушаю» его: наблюдаю, какая склонность развивается в данный момент времени, какой вид деятельности ему наиболее интересен, «угадываю», какая тема ему сейчас близка. И это работает! Я живу без четкого плана и железного графика (хотя план занятий добросовестно составляю и считаю делом полезным!), потому что не раз убеждалась, что «переключить», вовлечь, заинтересовать новым – несложно, но если для Дани это «не его» на данном этапе развития – задание, тема, поделка – останутся всего-лишь очередной «монеткой в копилку» знаний, умений и навыков.
И это неплохо, конечно, но для меня развитие - все-таки некий линейный процесс, движение по экспоненте, а не планомерное наполнение бездонного сосуда «самым важным», «самым нужным» - «еще немножко, еще чуть-чуть». Так, однажды Даня взял цветные карандаши, но я предложила ему раскраску – и он вполне успешно с ней справился, даже слегка удивив меня аккуратностью контура. Но после этого, он ни разу сам не попросил меня о раскраске и ни разу не согласился раскрашивать, сколько бы я не предлагала.
И я не настаивала. Это было «не его» (но он попробовал и у него даже получилось! – «монетка в копилку»). Зато от предложенного большого чистого листа бумаги еще ни разу не отказался – и хотя его творения все еще довольно редко напоминают рисунки, в которых можно что-то разобрать, Даня обожает экспериментировать со смешиванием цветов, инструментами (пальцы, кисти, мелки, фломастеры) и - да-да! – границами рисунка.
Планируя занятие (обычно они случаются у нас 2-3 раза в неделю, хотя мы каждый день чем-то занимаемся – вне плана, по настроению и наличию свободного времени), я стараюсь построить его, не только подчинив некой внутренней логике темы, но и непременно чередуя виды деятельности: разминка (у Дани есть десяток любимых песенок Железновых - со времен посещения занятий в детских развивающих центрах), пальчиковая гимнастика, основы чтения, счет, подготовка руки к письму (вот уже почти год горячо любимые «лабиринты», «дорожки» и линии – и здесь я безоглядно влюблена в пособия Кумон!
Хотя нередко и сама готовлю подобные задания), аппликация, лепка, рисунок (в последнее время сыну интересны новые, незнакомые ранее техники - например, нарисовать ежику иголки пластиковой вилочкой), продолжаем осваивать ножницы (все тот же Кумон - он прекрасен!), иногда играем в логические ряды, мэмори, стараемся не забывать пазлы (хотя «острый» период увлечения, случившийся ближе к двум годам, к сожалению, уже позади). Если что-то не идет – откладываем, не «вымучиваем». В течение занятия постоянно двигаемся (без этого сейчас никуда – такой этап – совсем «не сидится»): перемещаемся с пола на диван, со стула в кресло, за стол и даже на шведскую стенку, немножко прыгаем, бегаем и машем руками.
Ну а помимо «плановых занятий», много читаем, в последнее время новая любовь – детские песенки – слушаем, учим, поем, «варим» домашнее мыло, печем печенье, по-моему, почти не переставая играем в Данину любимую «Угадай, что я вижу», устраиваем домашнюю песочницу, перебираем пуговицы (абсолютно медитативное занятие для обоих, как оказалось!), наконец-то опять стали много гулять (весна!) – просто стараемся жить нескучно…
Примерно до 2-х лет у нас с Даней не было четкого деления занятий по темам. Скорее, по видам деятельности. Например, есть настроение рисовать – рисуем (но зато стараемся попробовать все доступные средства: восковыми карандашами, красками, кисточками, штампиками, пальцами, мелками на асфальте и даже вареньем в каше и йогуртом на столе), хочется Дане лепить – лепим (из теста, пластилина, массы для лепки, кинетического песка, глины – формочками, скалочками, руками). Ну и начиная с Даниных 3-х месяцев мы ежедневно просто очень много читаем (в 3 месяца, конечно, начинали со стихов в слух – 5-10 минут, не больше, без всяких «детских книг и картинок», а с 1,5 лет – уже буквально по 1,5-2 часа утром и вечером: рассматриваем иллюстрации, обсуждаем прочитанные истории).
Прошлым летом у нас начали все чаще случаться настоящие «тематические недельки». Сначала была тема «Цветы», потом «Насекомые», «Времена года», «Животные» и т.д. Просто в какой-то момент Даня начал задавать вопросы и простые ответы престали удовлетворять его любопытство. Он научился сравнивать: вещи, процессы, явления, и, как это ни странно, может быть, звучит - проводить какие-то свои аналогии, пытаться строить причинно-следственные связи, и я поняла, что без «погружения» в какую-то конкретную тему нам уже не обойтись.
Чем взрослее становился ребенок (а развиваются они в этом возрасте, как мне кажется, просто стремительно!), тем сложнее и интереснее становились темы – «Транспорт и правила дорожного движения», «Человек», «Космос».
Пожалуй, тема Космоса стала одной из самых запоминающихся и оказалась самой «живучей». Вот есть дети, которые обожают животных и все, что с ними связано (коллекционируют пластмассовые фигурки, собирают альбомы с наклейками, соглашаются носить только соответствующие тематике футболки и пижамки и т.п.), кому-то нравятся динозавры, кому-то машинки или герои мультфильмов. Наверное, с года я ждала чего-то подобного и от своего ребенка, гадала, что же это будет, представляла, как смогу разделить его увлечение, но очень долго Даня оставался крайне спокоен в плане выбора чего-либо в качестве наиболее любимого (у него, кстати, до сих пор нет любимой игрушки, любимой книжки, только недавно появился «любимый цвет» и «любимое блюдо»).
Ему было интересно многое, но абсолютно в равной степени. Но вот однажды вечером ребенок самостоятельно и совершенно неожиданно достал с полки «космический» комплект карточек «Умница» и начал их аккуратно раскладывать на полу детской. (Карточки, надо сказать, были куплены «на вырост» и лежали даже не на самом видном месте рядом с уже знакомыми комплектами по насекомым, животным, цветам и явлениям природы, и до сей поры никакого интереса не вызывали). Меня охватила легкая паника - как вот так сейчас без подготовки, буквально за час до сна я смогу внятно (легко, доступно и нескучно - одним словом, так, чтобы не отбить интерес к этой теме на всю жизнь, не перегрузить слишком сложной информацией) объяснить ему, что такое планета, галактика, вселенная?
Честно, даже не думала, что мы придем к этой теме раньше 4-5 лет! Но схватила с полки маленький глобус, достала детскую энциклопедию (7+) и начала «адаптировать» материал. Сначала вспомнили луну: что она бывает неполная – и тогда мы называем ее месяц, и «круглая»; планеты тоже круглые – ну это и так было видно на фото карточек; планета, на которой мы живем – Земля, Луна – ее спутник («друг» - так понятнее); ну а космос – это все пространство, за пределами Земли - и ночью в безоблачную погоду мы можем видеть его: черное небо и яркие точки звезд. Ну, начали как-то так…
А уже ночью, уложив Даню спать, я усиленно «готовилась» к предстоящей «тематической недельке»: подбирала книги с панорамами, лепила звездочки из полимерной глины - под раскраску (забегая вперед, скажу, что мы их отлично раскрасили флуоресцентной краской, присыпали блестками и водрузили на новогоднюю елочку в детской), надувала воздушные шарики – будущие «планеты» (как оказалось – самый конкретный, наглядный и понятный пример вращения планет вокруг собственной оси и солнца – дать ребенку в руки шарик и раскрутить его вокруг своей оси, а потом предложить пробежаться вокруг мамы, которая держит в руках желтый шар – «солнце»), вырезала из цветного картона детальки для будущей ракеты из картонной трубочки от бумажных полотенец, старательно упаковывала в фольгу «еду космонавтов» (пластмассовые фрукты-овощи, которые Дане предстояло отгадать по форме, а потом проверить свой ответ, распаковав их).
По моему опыту 1 час - оптимальное время любого даже самого интересного «урока». И это не банальная боязнь «перегрузить ребенка» (знаниями, по моему личному убеждению, перегрузить нельзя) – это попытка избежать возможной эмоциональной усталости, которая проявляется в острой и внезапной потребности ребенка поменять вид деятельности – пойти в другую комнату и просто поиграть.
И насильно удерживать детей за столом с недоделанными поделками – абсолютно точно не стоит (читай: «нельзя»!). Поэтому вот вам из личного опыта - хотите «все успеть» - распланируйте тему на два (3,4,10) занятия и заканчивайте каждое минут за 5 до того, как малыши начнут уставать. В противном случае Вам, как и мне – неопытному горе-педагогу – придется наблюдать детей, срывающихся от недолепленного пластилинового снеговика и уносящихся галопом с пластилиновой морковкой в кулаке.

Современным родителям, сегодня намного проще, чем нашим мамам-папам, бабушкам-дедушкам во времена их активного родительства: столько книг доступно (мама мужа, например, рассказывала, что 20 лет назад она просто мечтала прочесть книгу Никитиных, долго искала ее по библиотекам, в которых книга постоянно была «на руках», и в итоге нашла ее через «знакомых знакомых» буквально на пару ночей – и конспектировала), столько новых методик развития-воспитания, огромное количество «развивающих» игрушек, пособий, дидактических и наглядных материалов для занятий (даже покупать необязательно - можно просто распечатывать с сайтов).
А какое разнообразие красок (недавно вот нам подарили «текстурированные» - они с крупинками, которые при высыхании создают эффект объемного рисунка: белая похожа на искрящийся снег, желтая – на песочек), карандашей (например, наши любимые - толстенькие трехгранные - так удобны для правильного захвата маленькими пальчиками), пластилина, цветной бумаги (глянцевой, матовой, бархатной, металлизированной) - какой простор для творческих работ с малышом, необходимо пользоваться этими возможностями.
Свежие комментарии